“Я понял, что не имею права оставаться в стороне». Интервью с Йоавом Галантом
Йоав Галант    источник фото: Фото: пресс-служба партии Кулану

“Я понял, что не имею права оставаться в стороне». Интервью с Йоавом Галантом

15/03/2015 17:56

Генерал-майор запаса Йоав Галант, в прошлом командир морского спецназа «Шайетет 13», военный секретарь премьер-министра Ариэля Шарона и командующий Южным военным округом, а ныне - второй номер в предвыборном списке партии «Кулану», любезно согласился ответить на наши вопросы.

- В недавней речи, произнесенной Биньямином Нетаниягу в американском Конгрессе, он постоянно подчеркивает исходящую от Ирана угрозу. Согласны ли вы с ним? Как эта речь может повлиять на американо-израильские отношения?

- Я не понаслышке знаком с этой темой. В 2003 году, в бытность мою военным секретарем премьер-министра Ариэля Шарона, во время визита в Вашингтон я делал доклад на тему иранской ядерной программы для президента Буша и его команды - Кондолизы Райз, Дика Чейни, Стивена Хедли и прочих. Уже тогда у нас были хорошие источники информации. Так вот, я согласен с  Нетаниягу по нескольким пунктам. Во-первых, Иран – наш враг. Он действует против нас посредством «Хизбаллы» в Ливане, ХАМАСа и «Исламского джихада» в Газе, а также в Иудее и Самарии. Во-вторых, Иран стремится к обладанию ядерным оружием. Так называемый «мирный атом» - это обман, и весь мир это прекрасно понимает. В-третьих, я считаю, что нынешний проект соглашения между Ираном и Западом и США неудачен и может приблизить Иран к его цели – созданию ядерного оружия, что создаст огромную угрозу как для нашего региона, так и для всего мира. 

Со всем этим я согласен. С чем же я не согласен? С линией поведения, выбранной Нетаниягу. Отправиться в Вашингтон вопреки желанию президента, проигнорировав его просьбу и сыграв на руку его противникам – это, на мой взгляд, серьезная ошибка. Даже победив в этом бою, можно проиграть войну. Поэтому я бы поостерегся так поступать. Как мне кажется, эта речь причинила ущерб нашим отношениям с Соединенными Штатами, поэтому она меня обеспокоила.

- Как вы считаете, насколько Израиль может позволить себе полностью независимую внешнюю политику? Насколько мы зависим от Соединенных Штатов?

- Следует понимать, что мы живем во взаимосвязанном мире, мире глобальной дипломатии. Напомню, что в нашей стране проживает одна тысячная населения Земли, 8 миллионов из почти 8 миллиардов. Что бы ни думали некоторые, мы не являемся пупом Земли. Израиль – корабль, плывущий во враждебном океане, поэтому нам нужно как можно больше союзников. И единственный наш союзник, в преданности которого не приходится сомневаться, это Соединенные Штаты. К счастью, они одновременно являются самым сильным государством в мире. Поэтому мы должны ценить и беречь отношения с Америкой. Я бы сказал так: у Израиля должна быть собственная позиция, но крайне желательно, чтобы мы координировали свои действия с Соединенными Штатами и не вели себя неблагодарно - ни в практическом, ни в эмоциональном плане. Нельзя мыслить только сегодняшним днем. Нужно дорожить отношениями с Америкой, потому что завтра возникнут новые угрозы, новые проблемы. 

Следует помнить, что США могут прожить без Израиля, а вот Израиль без США – нет, по крайней мере на том уровне, на котором нам хотелось бы жить. При этом я считаю, что тесные взаимоотношения с США – огромная удача для нашей страны. Это большой плюс, а не тяжелая ноша. Не будем забывать и том, что мы разделяем с американцами одни и те же либеральные ценности, ценности свободного мира. В общем, я рад, что мы находимся в подобной ситуации, и если нам и приходится за нее платить, то эта плата минимальна. Однако следует помнить, что любые отношения построены на взаимности. Не только у нас, но и у США есть свои интересы, и это следует учитывать.

Основываясь на вашем 35-летнем опыте армейской службы, что вы думаете об операции «Нерушимая скала»? Достигла ли она своих целей?

- Подобная операция должна быть быстрой, проводиться с минимумом потерь и быть качественной, то есть достигать поставленных целей.  В данном случае не выполнено ни одно из этих условий: она была слишком продолжительной и слишком дорого нам обошлась. Что до ее результатов, то в итоге ХАМАС вел с нами переговоры на равных. Согласитесь, вряд ли это можно назвать положительным итогом. Как же такое могло произойти? 

Я буду оперировать исключительно фактами, известными широкой публике. За несколько месяцев до начала операции мы видели снимки министра обороны и прочих официальных лиц в бетонных туннелях. То есть министр обороны был прекрасно осведомлен о том, как выглядит подобный туннель, на какой глубине он проходит, какова его протяженность, а также о том, что он начинается в Газе и заканчивается рядом с израильскими населенными пунктами. Это было известно всем и каждому. Уже после операции выяснилось, что армия знала о 32 подобных туннелях. За один день их не построишь. То есть правительство и министр обороны фактически позволили ХАМАСу вырыть 32 наступательных туннеля, сводящих на нет все наши системы раннего оповещения. Теоретически (и не только теоретически), в любой момент в «нашем» конце туннеля могут прятаться 10-20 террористов. Иными словами, сотни террористов могут находиться в нескольких минутах от израильских населенных пунктов. Мне кажется, что допустить подобную ситуацию – это крайняя безответственность на государственном уровне.

Для сравнения: в бытность мою командующим Южным округом (даже не министром обороны), в период с 2005 по 2008 год было уничтожено 92 туннеля. После операции «Литой свинец» и до окончания моей каденции туннелей больше не было. Спрашивается, как можно было всего за несколько лет докатиться до нынешнего положения вещей?! Еще раз: это безответственность.

Хорошо, предположим, что мы приняли решение (с которым, как я уже сказал, я не согласен) смириться с существованием этих туннелей, поскольку опасаемся реакции ХАМАСа (что, на мой взгляд, свидетельствует об отсутствии политического лидерства и готовности брать на себя ответственность). Но мыслимо ли, чтобы было решено не готовиться к подобному развитию событий – а ведь ясно, что это лишь вопрос времени! Очевидно же, что при любом столкновении нам придется иметь дело с этими туннелями. Однако беглого взгляда на то, как все происходило, достаточно, чтобы понять, что у армейского руководства не было четкого плана действий. Не были закуплены детекторы, не были заготовлены необходимые взрывчатые вещества, солдаты не прошли специальную подготовку. Повторю: я вижу здесь две проблемы. Во-первых, не была решена проблема туннелей, во-вторых, армия не была готова к тому, что рано или поздно все равно должно было произойти. Как следствие, из-за этих туннелей мы понесли тяжелые потери.

Понаблюдав за всем этим, я и принял решение заняться политикой. Я понял, что я, с моими знаниями и опытом, не имею права оставаться в стороне, утешая себя тем, что кто-нибудь другой решит все эти проблемы и устранит все недостатки. Потому что я вижу, что этим никто не занимается. А у меня подобного не произошло бы и не произойдет.

- Если вы станете министром обороны, с чего вы начнете? Каковы будут ваши первые шаги?

Я начну с улучшения интеграции, координации и сотрудничества между армией, «Моссадом», ШАБАКом и полицией. Все мы помним, как несколько месяцев назад ШАБАК и ЦАХАЛ обменивались взаимными обвинениями. Такого происходить не должно. Для победы требуется совместная слаженная работа. 

Кроме того, я буду работать над координацией действий и одновременно разграничением компетенции Министерства обороны и Министерства внутренней безопасности.  Нельзя, чтобы одними и теми же проблемами занималось несколько ведомств. Небольшой пример: прошлой зимой шоссе Тель-Авив-Иерусалим оказалось заблокированным. Это же полный абсурд! Все ресурсы для решения подобной проблемы имеются, не хватает лишь заготовленного заранее плана действий. Прежде всего нужно решить, кто за что отвечает, а затем – выделить необходимые средства и ресурсы. Все это очень просто, но почему-то не делается – или не делается как следует.

Еще одним важным направлением моей деятельности станет долгосрочное планирование. На данный момент размер оборонного бюджета определяется на год вперед, и это очень ограничивает наши возможности. Я выступаю за то, чтобы армия получила долгосрочный бюджет, рассчитанный на пять лет. Благодаря этому мы сможем провести реорганизацию кадров, привлечь талантливую молодежь, а также перенести военные базы из центра страны в другие места. Все эти проекты невозможно осуществить, если заглядываешь только на год вперед, для этого требуется долгосрочное планирование. Я считаю, что в конечном счете это позволит увеличить обороноспособность Израиля за меньшие деньги. Иными словами, при долгосрочном бюджете на оборону будет тратиться меньше. 

Часто можно услышать: мол, «Все деньги уходят на оборону». Я бы сказал так: по сравнению с теми угрозами, с которыми нам приходится иметь дело, наш оборонный бюджет слишком мал; однако по сравнению с уровнем жизни в нашей стране – он слишком велик. Думаю, что мое предложение способно помочь решить эту проблему. Если бы 5 лет назад армии заранее выделили бюджет, равный сумме оборонных бюджетов за 5 последних лет, наши дела обстояли бы значительно лучше. Планирование велось бы иначе, было бы меньше ненужных трат, некоторые вещи не приходилось бы делать дважды. 

- Господин Галант, желаем вам успехов на политическом поприще!

- Большое спасибо!

Источник:
Советуем: Реклама в Израиле
  Поделиться  
Новости по теме
Последние опросы накануне выборов: "Сионистский лагерь" уверенно лидирует
13/03/2015 16:52
Опрос "Панельс" показал, что русскоязычная молодежь "левее" родителей
13/03/2015 16:44
Методы левых: осуществлена преднамеренная попытка сорвать конференцию Ликуда
12/03/2015 13:11
Опрос "Гаарец": "Сионистский лагерь" сохраняет отрыв в три мандата
12/03/2015 09:30
Кахлон: необходимы коренные преобразования в деятельности Битуах Леуми
11/03/2015 21:06
Опрос "Галей ЦАХАЛ": "Ликуд" отстает от "Сионистского лагеря" на 3 мандата
11/03/2015 09:09
Кахлон: "Апоалим" - это не просто большой банк, а большое свинство
10/03/2015 18:03
Галант: "Мы заключим союз с Либерманом, а потом с Герцогом"
10/03/2015 16:44
Опрос Panels Politics: левоцентристский блок лидирует, судьбу выборов решит Кахлон
10/03/2015 16:36
В Кнессет 20-го созыва баллотируются 26 партий. Полный список
08/03/2015 10:04
Новые предвыборные опросы: явного фаворита нет
06/03/2015 17:25
Либерман и Кахлон отказались от лишних теледебатов
05/03/2015 18:18
Доктор Майкл Орен: «Без социально крепкого общества наша внешняя политика всегда будет висеть на волоске!»
03/03/2015 21:40
Опрос: Герцог и правый блок лидируют, судьбу выборов решит Кахлон
03/03/2015 17:16
Тали Пласкова и Моше Кахлон - сила
01/03/2015 21:58
Телетайп
Последние новости
Комментарии
Выскажите Ваше мнение первым!
Добавить комментарий
*Ваше имя
*максимум 35 символов
*Комментарий
Back To Top
x
facebook